Июн 07

Борис Ратушный: Гений земли русской

Автор: , 07 Июн 2013 в 17:40

z_e577b912 Получили весточку от наших единомышленников — ленинградских «моржей».

Президент Клуба закаливания и зимнего плавания  Московского района Санкт-Петербурга, Президент Федерации закаливания и зимнего плавания Санкт-Петербурга  Борис Ратушный предоставил очень интересный материал, где есть строки и о нашем замечательном Севастополе, о наших севастопольских «моржах».

«Спасибо севастопольским коллегам за внимание и доброжелательность. Дополнительно сообщаю, что член моего Клуба Нариман Муртазаев был единственным от СССР участником Заплыва через пролив Босфор в Турции и Заплыва на озере Балатон в Венгрии.
В 1987 г. в Литве был Всесоюзный слет моржей «Дни здоровья и бодрости у Балтийского моря». У нас были Заплывы в Паланге и Шилуте. Среди участников была славная команда моржей Севастополя. Во главе ее шагал на празднике симпатичный немолодой человек с лентой, на которой было написано: «Главный Нептун СССР». Наверняка, кто-то из Ваших ветеранов был с ним знаком. Он был капитаном первого ранга.Позже я был у него в гостях в Севастополе. К великому сожалению, сейчас не могу вспомнить его имя и отчество. Надо будет посмотреть свои записные книжки.
Моей первой работой в кино было участие в съемках кинокомедии Юрия Мамина «Праздник Нептуна» в качестве консультанта по зимнему плаванию и актера в эпизодической роли. Советую посмотреть в Интернете «Праздник Нептуна», первую картину в мировом кино с массовым сценами зимнего плавания. В фильме снимались моржи Ленинграда и Пскова. Комедия взяла призы на многих фестивалях. В январе1987 г я выступал на премьере фильма в Севастополе, если мне не изменяет память, в кинотеатре «Украина». Зрители много смеялись, а после просмотра восторженно аплодировали, вручали цветы.
Я сейчас нахожусь за пределами Петербурга. Когда вернусь домой, в знак уважения к Клубу «Морж СССР», обещаю прислать вам заметку «В наших рядах был Гений земли русской» о члене моего Клуба Михаиле Михайловиче Русинове, человеке планетарного масштаба и в то же время удивительно скромного, не кичившегося своими достижениями.»

ГЕНИЙ ЗЕМЛИ РУССКОЙ  

Светлой памяти выдающегося моржа-марафонца,

Почётного члена Клуба закаливания и

 зимнего плавания Московского района Санкт-Петербурга,

жителя блокадного Ленинграда,

члена команды «Моржей блокадный батальон»,

особо гордившегося званием Почетный донор СССР

Михаила Михайловича Русинова,

доктора технических наук, профессора,

заслуженного деятеля науки и техники РСФСР,

академика Петровской академии наук и искусств,

Лауреата четырёх Государственных премий СССР ,

 Лауреата Ленинской премии,

Лауреата Международной премии имени Э. Лосседа

 Академии наук Франции,

автора 327 изобретений, первое из которых создал

 в возрасте 20 лет, а последнее – в возрасте 89 лет,

обладателя нескольких десятков патентов

 Великобритании, США и Франции,

кавалера орденов Ленина и Трудового Красного знамени,

 награжденного многими государственными медалями

 и пятью золотыми медалями ВДНХ СССР,

талантливого композитора, поэта и яхтсмена .

В историю развития зимнего плавания в Санкт-Петербурге и России в целом золотыми буквами вписано имя знаменитого моржа Михаила Михайловича Русинова.  В 1958 г. он стал одним из инициаторов создания в Ленинграде городской секции зимнего плавания под эгидой Ленинградского областного совета ДСО «Спартак». Многие годы ленинградские моржи плавали под спартаковским флагом. Вначале они базировались на стадионе имени Ленина (ныне – стадион Петровский). В числе первых были такие наши ветераны, как Виталий Сафонов, Евгений Зайцев (ныне доктор экономических наук, профессор), Галина Романова, Игорь Зубец и другие.

Вскоре в городе началось основание клубов моржей. М.М. Русинов был одним из основоположников клуба  «Большая Нева» на территории Петропавловской крепости. Этот клуб зимнего плавания вскоре стал самым многочисленным в СССР, а может быть и в мире. В этом прославленном клубе занимались более 600 чел., в том числе и народный артист СССР, знаменитый киноактер Павел Петрович Кадочников. Душою Клуба, его мотором, ключевой фигурой  всегда был  М.М.Русинов. Он   являлся  инициатором   марафонских  заплывов по Неве. Это был человек высшей закалки. Помнится, под его руководством ленинградские моржи в сильнейший мороз -30○  успешно преодолели дистанцию заплыва по реке Ангара в Братске, в то время как после заплыва команды Русинова произошла трагедия, когда местный морж не справился с течением реки и погиб.

 

Надо отметить большие организаторские способности М.М.Русинова, его ответственный подход к обеспечению безопасности выступлений ленинградских моржей. Он  всегда тщательно анализировал гидрографию дистанции заплыва, намечал стратегию и тактику её преодоления каждым членом его команды.

В том же 1958 г. в Парке Победы моржи-блокадники основали  Клуб закаливания и зимнего плавания Московского района. Председателем нашего Клуба в 1958-1992 г. был Игорь Прохорович Зубец.  В 1960г. в Клуб вступил нынешний вице-президент Клуба Александр Кулагин. Что касается меня, то, вступив в Клуб 1979 г.,  я с 1980 г. по 1992 г. был членом Правления, а с  1992 г. являюсь Президентом Клуба.

После названных клубов в Ленинграде были сформированы Клуб зимнего плавания стадиона  имени Ленина, Клуб Невского района,  Клуб «Сосновка» и Клуб «Озерки». В 1960 г. была создана Федерация закаливания и зимнего плавания Ленинграда, которую возглавляли в разные годы  Евгений Кондаков и Виталий Сафонов. Не было ни одного Заплыва ленинградских моржей, в котором не принимал бы участие М.М. Русинов. Его задор, энергия, мужество, стойкость вдохновляли нас на новые спортивные достижения. Никогда не забуду, как под наши восторженные приветствия Михаил Михайлович в день своего    75-летия, стоя на льдине, лихо плыл по Неве вдоль пляжа Петропавловской крепости. На всём протяжении Невы (более 70 км) от Шлиссельбурга до Горного института нет такого места, по которому М.М. Русинов не проплывал бы несколько раз.

М.М. Русинов разработал программу уникального Заплыва члена моего Клуба, чемпионки России по зимнему плаванию Романовой Галины Яковлевны , которая в в пенсионном возрасте 58 лет в День Физкультурника в августе 1990 г. проплыла непрерывно в холодной воде Невы от Шлиссербурга  на Ладожском озере до Володарского моста в Ленинграде 53 км  за 10 час.30 мин. Это был не только выдающийся спортивный рекорд, но и жизненный подвиг русской женщины, пережившей в годы Великой Отечественной войны  ужасы 900 дней вражеской блокады Ленинграда.

В 1994 г. после  того, как чиновники-вандалы ликвидировали Клуб «Большая Нева» в Петербурге, М.М. Русинов перешел в мой Клуб закаливания и зимнего плавания Московского района Санкт-Петербурга, где пользовался непререкаемым авторитетом. Он был всеми уважаемым патриархом  Клуба и городской Федерации моржей, как и наш незабвенный генерал- майор авиации Александр Иванович Коробицын, доживший до 100 лет.

Имя прославленного летчика А.И. Коробицына занимает особое место в истории Великой Отечественной войны. Уже через несколько минут после начала войны пять немецких юнкерсов внезапно налетели на аэродром возле Измаила, где Александр Иванович служил командиром эскадрильи. Капитан Коробицын, не взирая на приказ не отвечать на немецкие провокации, решительно поднял в небо свою эскадрилью. В 5 часов 30 минут 22 июня 1941 г. А.И.Корабицын первым из советских летчиков в начавшейся войне сбил немецкий самолет, а затем в группе сбил второй самолет. После этого оставшиеся три Юнкерса трусливо вышли из боя. Во время 130-го боевого вылета А.И. Коробицын получил несовместимые с жизнью ранения. Разрывной пулей был выбит глаз, ранены голова и руки.  Без признаков жизни он все же сумел посадить самолет. Перенес сложнейшие операции, стал инвалидом, но вернулся в строй, дослужился до командира авиадивизии. Вышел в запас в 1960 г.  Вскоре стал тренером нашего Клуба, крестным отцом многих моржей, нашим общим другом и любимым учителем.

В 1999 г. представители Церкви, не имея никаких оснований, выдвинули претензии на здание нашего Клуба моржей в Парке Победы. В связи с этим мною было направлено письмо губернатору В.А. Яковлеву о том, что в случае принятия незаконного решения о ликвидации Клуба мы, моржи-блокадники, подадим в суд иск «Блокадники против правительства Санкт-Петербурга», который для властей будет самым позорным в истории города.  От имени коллектива Клуба письмо подписали также наши патриархи блокадник М.М. Русинов и герой Великой Отечественной войны А.И. Коробицын. Наш решительный протест  возымел отрезвляющее действие. В газете «Вечерний Петербург» под беспрецедентным заголовком «Губернатор отвечает» было опубликован официальный   ответ губернатора о сохранении нашего Клуба. Никогда до и после этого руководители города не отвечали лично  на жалобы через газету.

Для участия в Главном Военно-Морском параде России на Неве 8 мая 1995 г., посвященном 50-летию Великой Победы, по моей инициативе была специально сформирована команда из участников войны и блокадников, получившая боевое имя  «Моржей блокадный батальон». В нее по праву вошел профессор Русинов. При штормовом ветре, дожде со снегом и температуре воды +3 команда ветеранов, в составе которой был инвалид без обеих ног Николай Ерёмин, успешно преодолела с флагами России и Общества жителей блокадного Ленинграда дистанцию 400 м между кораблями ВМФ «Перекоп» и «Смольный».  Всех участников Заплыва Победы-50, в том числе  86-летнего М.М. Русинова, Национальный Олимпийский Комитет и Госкомитет по физической культуре и спорту России наградили медалями «VICTORIA», а командование ВМФ – знаками «Воин-спортсмен». За этот заплыв были присвоены звания кандидатов в мастера спорта России по зимнему плаванию капитану команды Б.А.Ратушному, Н.М.Ерёмину и флагоносцам В.А.Сафонову, Г.Я. Романовой, Я.Ю. Аксёнову.

В том же 1995 году на Неве от Дворцового моста до Медного всадника прошел Заплыв ветеранов в честь Дня пожилого человека 1 октября. В центре внимания многочисленных зрителей был, конечно, 86-летний Михаил Михайлович Русинов, который держался молодцом, хотя у него было неважно  со зрением из-за полученной еще в юности травмы глаза. Позже, когда зрение резко ухудшилось, он уже не мог участвовать в невских заплывах, но ещё несколько лет в сопровождении жены регулярно приходил в наш Клуб и настойчиво продолжал купания в ледяной проруби.

Михаил Михайлович был простым в общении с нами. Будучи замечательным рассказчиком, обладал чувством юмора. Мы с ним нередко говорили по телефону. Запомнился мне его последний юбилей, когда в обществе его ближайших друзей – семейной пары коллег по науке, мы сидели в его квартире на Фонтанке и отмечали 95-летие хозяина. За столом шла неторопливая интересная беседа. В разговоре Михаил Михайлович неожиданно поведал о праздновании 70-летия И.В. Сталина 21 декабря 1949 года. Тогда еще не было Кремлевского Дворца съездов. Все значительные события в жизни страны отмечались торжественными заседаниями в Большом театре Москвы. Так было и в день сталинского юбилея. На сцене в центре многочисленного президиума сидел Сталин. Один за другим выступали ораторы, славившие Вождя и учителя всех народов. Поминутно все вставали и устраивали овации.

Неожиданно Сталин встал и куда-то ушел. Через некоторое время поочередно сцену стали покидать члены Политбюро ВКПб. А торжественное заседание по-прежнему продолжалось, как ни в чём не бывало, сотрясаясь от оваций и здравиц.  Вскоре, как сказал нам Михаил Михайлович, к нему подошел друг Вася, взял за руку и увел из театральной ложи. Они шли какими-то коридорами, поднимались наверх по лестнице, Периодически их останавливали для предъявления документов строгие люди в штатском. Наконец, Вася уверенно открыл заветную дверь и они вошли в ярко освещенный зал, где за праздничным столом сидел Сталин, его ближайшие соратники по партии и приглашенные вождем гости. И тут, по словам Михаила Михайловича,  они с Васей сели за стол и пили коньяк за здоровье Иосифа Виссарионовича. Выслушав  эту историю, я спросил: «А кто-такой Ваш друг Вася?». Оказалось, это всенародный любимец композитор-песенник Василий Павлович Соловьёв-Седой. Понятно, что абы кого И.В.Сталин не пригласил на свой юбилей.

Сталин высоко оценил  вклад профессора М.М.Русинова в обеспечение обороноспособности СССР, присудив ему три Сталинские премии   в 1941, 1949 и 1950 году.

Страницы биографии Михаила Михайловича Русинова

 М.М. Русинов родился 11 февраля 1909 г. в семье преподавателя математики научных классов Санкт-Петербургской Консерватории Михаила Николаевича Русинова. Его мать Евдокия Васильевна Русинова окончила Консерваторию по классу фортепьяно у самого Антона Рубинштейна. В гостях у Русиновых бывали знаменитые русские композиторы Н.А. Римский-Корсаков и А.К.Глазунов. От матери Михаил Русинов унаследовал любовь к музыке, впоследствии сочинял прекрасные вальсы.

В 1917-1920 г. он учился в трудовой школе, а в 1921 г. поступил в Ремесленное училище, которое вскоре было преобразовано в Профшколу точной механики и оптики, затем в 1923 г. в Техникум,  а в 1930 г. – в Институт точной механики и оптики (ЛИТМО). После техникума в возрасте 18 лет Русинов поступил на Государственный оптико-механический завод оптиком-конструктором, где занялся расчетами оптики перископов подводных лодок. Вскоре был назначен заместителем заведующего оптико-конструкторского бюро завода, а в 1930 г. 21-летний техник по образованию Русинов был в качестве доцента приглашен в ЛИТМО для чтения лекций по теории оптических приборов.  Спустя год М.М. Русинову экстерном, без защиты диплома Государственная Экзаменационная комиссия  при институте точной механики и оптики присвоила квалификацию инженера-оптика.

В 1929-1933 г. М.М.Русинов работал конструктором во Всесоюзном объединении оптико-механической промышленности (ВООМП), а в 1932 -1942 г. в Ленинградском отделении Центрального НИИ геодезии, аэросъёмки и картографии старшим инженером, начальником лаборатории, старшим научным сотрудником.

В 1930-1935 г. был доцентом в ЛИТМО и Институте инженеров Гражданского Воздушного Флота. В 1938 г. М.М. Русинову без защиты диссертации была присуждена учёная степень кандидата физико-математических наук, а в 1939 г. он был утвержден в ученом звании старшего научного сотрудника.

В 1941 г. М.М. Русинову после блестящей защиты докторской диссертации была присуждена учёная степень доктора технических наук.

В 1942-1943 г. он из блокадного Ленинграда направляется на работу заместителем главного конструктора оборонного завода в Красногорске, а в 1943-1944 г. работает профессором  Московского высшего технического училища имени Баумана.

В 1944 — 1946 г. профессор М.М.Русинов — научный руководитель Северо-Западного аэрогеодезического предприятия.

После 1946 г. до конца жизни трудился в ЛИТМО на должностях профессора, заведующего кафедры, заместителя директора по научной работе, главного научного сотрудника.

Профессор Русинов — изобретатель объективов для подводных лодок, аэросъемок, летательных аппаратов космического назначения. В их числе всемирно известные, серийно выпускавшиеся 30 лет объективы «Руссар», которым было присвоено имя автора. По Постановлению Совета Народных комиссаров СССР объективы «Руссар» были представлены к зарубежному патентованию. На них были получены несколько десятков патентов в Великобритании, США и Франции.

На кафедре М.М.Русинова велись разработки оптических систем для автоматических межпланетных станций «Вега-1» и «Вега-2» по изучению планеты Венера и кометы Галлея, а также для программы «Марс-94»

За изобретение аэросъёмочных объективов «Руссар — 21, -22, -23, -24»   профессору М.М. Русинову в возрасте 32 года  была присуждена в 1941 г. Сталинская премия.

В 1949г и в 1950 г. за свои разработки М.М. Русинов дважды удостаивается  Сталинских премий. В 1961 г. награжден орденом Ленина, а в 1967 г. в четвертый  раз стал Лауреатом Государственной премии СССР.

В 1972 г. за работы по фотограммометрии профессор Русинов стал Лауреатом Международной премии имени Э.Лосседа Академии наук Франции.

В 1981 г. награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В 1982 г. профессор Михаил Михайлович  Русинов и его жена, кандидат технических наук Надежда Алексеевна Агальцова стали Лауреатами Ленинской премии за создание широкоугольных аэрофотосъёмочных объективов третьего, четвертого и пятого поколений для целей картографии.

В феврале 1999 г. 90-летию М.М. Русинова было посвящено торжественное заседание Ученого Совета ЛИТМО, где звучали многочисленные поздравления и юбиляру вручались подарки. Когда дошла очередь до моего выступления, я вручил нашему моржу-ветерану кубок и надел на него ленту с медалью, полученной мною в свое время на одном из соревнований. Будучи не только гениальным ученым, но и выдающимся спортсменом, М.М. Русинов аж засиял от удовольствия!  А в конце своего выступления я обратился к 90-летнему члену моего Клуба с такими словами: «Михаил Михайлович! Какие Ваши годы? Еще не раз пора- порадуемся на своем веку спартаковскому флагу, железному багру! Пешней, пешней раскалывая льдины на пруду, судьбе не раз шепнем хай ду ю ду!» И тут зал, сидевший до этого чинно, как и положено на заседаниях Учёного совета,  встал и буквально взорвался овацией. Как мне потом сказали, за всю историю юбилейных заседаний Ученого Совета ЛИТМО такой реакции зала никогда не было. Ни одного ученого до этого никогда не чествовали за спортивные достижения и в этих стенах никогда еще не славили великого моржа!

Гений земли русской Михаил Михайлович Русинов скончался 29 сентября  2004 года на 96-м году жизни. Похоронен на Волковском православном кладбище Санкт-Петербурга.

Вечная ему память!

Президент Клуба закаливания и зимнего плавания

Московского района Санкт-Петербурга,

Президент Федерации закаливания и зимнего плавания Санкт-Петербурга

Б.А.Ратушный

2009 год

Заметка под заголовком «В наших рядах был Гений земли русской» была размещена  в Клубе закаливания и зимнего плавания Московского района Санкт-Петербурга

Опубликована под заголовком «Гений земли русской» в сборнике «Лабиринты души», выпуск 12, изд. СПбГУ ИТМО, 2011 г.

 

Примечание автора:

В заметке упоминается генерал Корабицын. Перед войной он служил в Измаиле. В историю ВОВ вошел, как летчик первым сбивший вражеский самолет на рассвете 22 июня 1941 г.  После приземления личный состав эскадрильи капитана Корабицына был арестован за нарушение приказа о недопустимости поддаваться на провокации немцев на границе. После выступления по радио В.М.Маленкова о вероломном нападении Германии на СССР и начале войны, лётчиков освободили и чествовали, как героев. Было направлено представление о присвоении А.И.Корабицыну звания Героя Советского Союза, которое где-то затерялось. Впрочем, в первые дни войны Сталину и Политбюро ВКПБ было не до награждения героев. На крымском аэродроме в Бельбеке А.И.Корабицыну вручили орден Красного знамени. Спустя многое годы, Александр Иванович сказал мне: «Хорошая девушка  пела тогда перед летчиками. Клава Шульженко.» Из осажденного Севастополя А.И.Корабицына вывезли в Новороссийск на подводной лодке. А подвигу его был посвящен очерк «Капитан Корабицын», опубликованный в августе 1941 г. в журнале «Новый мир». (Александр Иванович как-то принес в Клуб этот журнал и мы с восхищением прочли очерк о его подвиге). Кроме того, во все части ВВС Красной Армии были разосланы листовки с призывом: «Бей врага, как Корабицын!», а также написана песня о нем. 

Пресс-служба Севастопольского клуба зимнего плавания «Морж СССР»

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.