Авг 19

19 августа: Всемирный день фотографии и День рождения русской тельняшки

Автор: , 19 Авг 2021 в 15:07

Вот самые известные снимки, навсегда вошедшие в историю (фото)

«Вид из окна в Ле Гра» (фр. Point de vue du Gras), фотограф Жозеф Нисефор Ньепс, 1826 год

Этот черно-белый снимок, представляющий из себя гелиогравюру, считается первой в мире фотографией, снятой с натуры. Снимок был создан французским изобретателем Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826 году (по другим данным — в 1827-м) на пластинке, покрытой слоем битума.

«Бульвар дю Тампль», фотограф Луи Дагер, 1839 год

Эта фотография Бульвара дю Тампль в Париже была сделана французским химиком, изобретателем и одним из создателей фотографии Луи Дагером. Этот снимок вошел в историю как первое фото с запечатленным на ней человеком. Так как для создания картинки требовалось около 10 минут, все движущиеся объекты из кадра пропали. Однако Дагеру удалось снять человека, которому чистили ботинки и который все это время сидел неподвижно.

«Первый в мире рентгеновский снимок», фотограф Вильгельм Конрад Рентген, 22 декабря 1895 года.

Первый в истории человечества рентгеновский снимок был сделан немецким физиком в его лаборатории в 1895 году. «Моделью» стала жена ученого Анна Берта Рентген, чью руку с кольцом он и запечатлел на рентгеновском снимке. За это фото и свое открытие Рентген в 1901 году получил Нобелевскую премию.

«Лиля Брик», фотограф Александр Родченко, 1925 год

Этот знаменитый портрет светской львицы и музы Маяковского Лили Брик был сделан фотографом Александром Родченко для серии советских рекламных плакатов «Покупайте книги Ленгиза». На нем она предстает в образе примерной труженицы-активистки. И если сам плакат вспомнят не многие, то оригинальное фото для него стало классикой советской фотографии.

«Обед на небоскребе», фотограф неизвестен, 20 сентября 1932 года

Фотография, на которой запечатлены одиннадцать обедающих рабочих, сидя на балке на уровне 69-го этажа на высоте более 200 метров, была сделана во время строительства RCA Buildings, являющегося частью Рокфеллер-центра. Авторство снимка приписывалось двум фотографам: Льюису Хайну, который вел фотолетопись строительства Эмпайр-стейт-билдинг в 1931 году и Чарльзу Клайду Эббетсу. Однако проведенные экспертизы не подтвердили этих догадок.

«Катастрофа дирижабля “Гинденбург”», фотограф Сэм Шер, 6 мая 1937 года

Этот снимок, включенный журналом Time в список 100 самых важных фотографий в истории человечества, был сделан на авиабазе Лейкхерст в городе Манчестер-Тауншип в США. При попытке совершения посадки дирижабль внезапно загорелся и рухнул на землю, сгорев дотла за 34 секунды. В результате катастрофы погибло 35 человек на борту и 1 рабочий на земле. Из десятков фотографий, сделанных на месте трагедии, именно это фото попало на обложку Life, а в 1969-м на обложку дебютного альбома группы Led Zeppelin

.

«Знамя Победы над рейхстагом», фотограф Евгений Халдей, 2 мая 1945 года

Этот снимок является частью одноименной серии советского военного корреспондента Евгения Халдея, сделанных на крыше здания полуразрушенного нацистского парламента по заданию Фотохроники ТАСС. К моменту съемки уже закончились уличные бои, и Берлин был полностью занят советскими войсками. На снимке запечатлены бойцы 8-й гвардейской армии: Алексей Ковалев, Абдулхаким Исмаилов и Леонид Горичев.

«Поцелуй на Таймс-сквер», фотограф Альфред Эйзенштадт, 14 августа 1945 года

Одна из самых известных фотографий-символов окончания Второй мировой войны. Снимок был сделан на Таймс-сквер в Нью-Йорке. На нем запечатлен американский моряк Гленн Макдаффи, целующий медсестру Эдит Шейн, одетую в белое платье. Поцелуй был совершенно спонтанным, и эта пара больше не встречалась — ни до ни после.

«Дали Атомикус», фотограф Филипп Халсман, 1948 год

Этот портрет художника-сюрреалиста Сальвадора Дали, зависшего в воздухе, был снят американским фотографом латвийского происхождения Филиппом Халсманом в 1948 году. На создание сюрреалистического портрета ушло шесть часов работы и 28 дублей.

«Портрет Альберта Эйнштейна», фотограф Артур Сассе, 14 марта 1951 года

Самый знаменитый портрет выдающегося ученого был сделан после вечеринки в честь его 72-го дня рождения, которую Эйнштейн отмечал с друзьями в Принстонском клубе в Нью-Йорке. За весь вечер Эйнштейн устал улыбаться фотографам, а потому на очередную просьбу Сассе он показал язык. Снимок был опубликован в прессе и так понравился ученому, что он попросил несколько копий для себя. Кстати, несколько лет назад это фото ушло с молотка за 125 тысяч долларов.

«Белое платье Мэрилин Монро», фотограф Сэм Шоу, 15 сентября 1954 года

Фото голливудской актрисы в белом платье, развевающемся от ветра над вентиляционной шахтой метро, стало культовым. Кадр был сделан на съемках комедии «Зуд седьмого года». Изначально сцена снималась на Манхэттене, на углу 52-й улицы и Лексингтон-авеню, но из-за большого количества зевак ее было решено переснять в павильоне киностудии The 20th Century Fox. Именно там и получился этот знаменитый снимок.

«Героический партизан», фотограф Альберто Корда, 5 марта 1960 года

Самый известный портрет кубинского революционера Эрнесто Гевара де ла Серна (более известного как Че Гевара) был сделан на траурном митинге в Гаване. Однако снимок стал популярен лишь спустя семь лет после смерти Че Гевары. Итальянский издатель Джанджакомо Фельтринелли, которому фотограф Альберто Корда подарил копию снимка на память, выпустил плакаты с портретом революционера. Фото стало символом борьбы за свободу.

«Мохаммед Али после нокаута Сонни Листона», фотограф Нил Лейфер, 25 мая 1965 года

Один из самых известных спортивных снимков в истории был сделан фотографом Нилом Лейфером после завершения второй встречи Сонни Листона и Мохаммеда Али 25 мая 1965 года. Мохаммед Али поразил всех, нокаутировав соперника уже на второй минуте, а после победного удара кричал ему: «Вставай и борись!». Именно этот момент и запечатлел Лейфер.

«Базз Олдрин на Луне», фотограф Нил Армстронг, 20 июля 1969 года

Один из самых знаменитых «космических» снимков был сделан во время первой в истории высадки человека на Луну в ходе американской миссии «Аполлон-11». Фото астронавта Базза Олдрина было сделано «первым человеком на Луне» Нилом Армстронгом.

«Неизвестный бунтарь», фотограф Джефф Уайднер, 5 июня 1989 года

Снимок был сделан репортером Ассошиэйтед Пресс Джеффом Уайднером с шестого этажа гостиницы «Пекин» утром после подавления военными народных протестов. Когда колонна танков покидала площадь Тяньаньмэнь в Китае, им навстречу вышел молодой человек с авоськами, из-за которого танки остановились. Существует версия, что «бунтарем» был 19-летний студент одного из пекинских университетов Ван Вэйлинь.

«Падающий человек», фотограф Ричард Дрю, 11 сентября 2001 года

Один из самых известных снимков, сделанных во время террористической атаки на Всемирный Торговый центр в Нью-Йорке. Фото было сделано фотографом «Ассошиэйтед Пресс» Ричардом Дрю 11 сентября 2001 года в 9 часов 41 минуту 15 секунд по местному времени. На фотографии запечатлен неизвестный человек, выпрыгнувший из окна небоскреба и падающий вниз головой.

В России существует много интересных праздников, есть и такой – День рождения русской тельняшки, который отмечается 19 августа. Хотя он пока не является официальным, но весьма популярен. Особенно широко празднуют в Санкт-Петербурге, где энтузиасты отмечают его как собственную традицию.

Тельняшка (в народе также – тельник) – нательная полосатая рубаха (отсюда и название), которую как предмет униформы носят военнослужащие многих стран, но лишь в России она стала особым символом, отличительным знаком настоящих мужчин.

Дата 19 августа тоже выбрана не случайно. Существует мнение, что именно в этот день в 1874 году по инициативе Великого Князя Константина Николаевича Романова, носившего тогда высший военно-морской чин – генерал-адмирал, император Александр ІІ подписал указ о введении новой формы, которым тельняшка (специальная «нательная» рубаха) была введена как часть обязательной формы одежды русского моряка.

Также император утвердил «Положение о довольствии команд Морского ведомства по части амуниции и обмундирования», в котором говорилось, что данная форма одежды предназначена для «нижних чинов кораблей и флотских экипажей» русского флота. А сама тельняшка регламентировалась так: «Рубаха, вязанная из шерсти пополам с бумагою (ред. – с хлопком); цвет рубахи белый с синими поперечными полосами, отстоящими одна от другой на один вершок (44,45 мм). Ширина синих полос – четверть вершка… Вес рубахи полагается не менее 80 золотников (344 грамма)…».

Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам Андреевского флага – официального флага русского военно-морского флота. И предполагалось, что новая часть обмундирования будет отличаться удобством и функциональностью.

Сегодня она популярна не только у моряков

Сегодня она популярна не только у моряков

Надо сказать, что вообще тельняшки как таковые – это не русское «изобретение». Прообразы тельняшек появились во времена расцвета парусного флота, примерно в начале 18 века, и были «рождены самой жизнью». На флоте она была очень практична – хорошо сохраняет тепло, плотно облегает тело, не ограничивает движений при любой работе, быстро сохнет. Причем с самого начала тельняшка была полосатой (правда полосы были цветными, и их матросы сами нашивали на рубаху) – на фоне светлых парусов, неба и в темной воде человек в тельняшке был виден издалека и отчетливо.

Однако, при таком подходе, получался неимоверный разнобой покроев, цветов и полос, поэтому «полосатая рубаха» считалась неуставной формой одежды, и за ее ношение наказывали. Отношение к ней изменилось в середине 19 века, когда в моду вошла голландская морская форма из короткого бушлата, брюк-клеш и куртки с глубоким вырезом на груди, в который тельняшка вписалась идеально, и ее включили в форму моряка.

В России «мода» на тельняшки начала формироваться, по некоторым данным, с 1862 года, по другим – с 1866 года. А военные реформы 1865–1874 годов сильно изменили облик вооруженных сил России, и русские матросы стали носить голландскую форму, в том числе и тельняшку. В итоге, указом Александра ІІ в 1874 году она была узаконена как часть формы русского моряка.

Причем поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов, и ими очень гордились и берегли. К тому же сначала их закупали за границей, и лишь потом было налажено производство в России. Массовое мануфактурное производство тельняшек впервые началось на фабрике Керстена в Санкт-Петербурге (после революции – фабрика «Красное знамя»). Причем изначально белые полосы были намного (в 4 раза) шире синих. Лишь в 1912 году они стали одинаковыми по ширине (четверть вершка – примерно 11 мм). Тогда же изменился и материал – тельняшку стали изготавливать из хлопка и шерсти. А вот цвет полос оставался неизменным – белые и темно-синие.

После революции 1917 года тельняшка также не потеряла своей популярности, носить ее по-прежнему было престижно. Зато в советское время, помимо бело-синих тельняшек, появились новые «цветовые решения». Поскольку моряки и речники носили тельняшки с темно-синими полосками, то, при создании формы для ВДВ в 1969 году, по аналогии с формой моряков, тельняшки вошли в состав формы и у десантников, но цвет полосок был изменен на небесно-голубой. В итоге, в 1990-х годах, тельняшки с полосками разных цветов были разработаны и официально «утверждены» и для других родов войск: черные (подводные силы ВМФ и морская пехота), зеленые (погранвойска), краповые (спецназ ВВ МВД), васильковые (спецназ ФСБ, Президентский полк), оранжевые (МЧС). Также морская тельняшка входит в комплект формы курсантов военно-морских и гражданских морских и речных учебных заведений.

Однако именно бело-синей тельняшке суждено было стать не только «любимицей» моряков, но и их символом доблести и братства. Моряки всех поколений русского флота называют ее «морской душой» и с удовольствием носят не только во флоте, но и в быту. Причем популярна эта одежда не только у профессионалов, но и у обывателей – и у взрослых, и у детей. Она давно стала не только элементом морской амуниции, но и предметом гардероба многих людей, не связанных с флотом. Например, известным популяризатором этой «полосатой рубахи» является французский модельер Жан-Поль Готье, представивший в 1990-х годах несколько коллекций прет-а-порте в сине-белую полоску.

Обсуждение закрыто.